Логопеды медицинского центра «SHiFA» помогут справиться с любыми недостатками звукопроизношения. Наши специалисты обладают большим опытом и обширной методологической базой, что позволяет успешно формировать красивую и правильно поставленную русскую речь у детей.

Содержание

Основания для обращения к логопеду

Проблема

Возможная причина проблемы

Нарушение звукопроизношения русской речи.

Дислалия, ринолалия, дизартрия.

Невнятная, нечеткая, смазанная речь.

Ринолалия, дизартрия.

Наличие расщелин губы, нёба, субмукозных щелей.

Ринолалия.

Трудности глотания, жевания.

Дизартрия.

Амимичность лица, постоянное напряжение или атрофия мышц лица, опущение нижней челюсти, века и т.п.

Аномально повышенное слюноотделение.

Сниженный или повышенный мышечный тонус языка (в том числе и приводящий к аномальному формированию прикуса).

Речевые запинки, судороги (губные, язычные, дыхательные и др.).

Заикание и состояния, являющиеся его предвестниками.

Отсутствие реакции на обращенную речь, сниженное понимание обращенной речи.

ЗРР, алалия.

Отсутствие или недостаточный уровень развития самостоятельной речи.

Распад, утрата уже приобретенных устных и письменных речевых умений.

Афазия.

Множественные ошибки при чтении, непонимание прочитанного. Невозможность научиться читать.

Дислексия.

Множественные ошибки при написании слов (пропускаются, перестанавливаются, добавляются буквы, слоги и т.п.). Невозможность научиться писать.

Дисграфия.

Множественные орфографические ошибки, патологическая безграмотность.

Дизорфография.

Дефекты звукопроизношения

дефект речиК наиболее простым вариантам нарушения звукопроизношения, известном в народе как косноязычие (картавость, шепелявость и т.д.), относится дислалия – нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при обязательно сохранном физическом слухе и иннервации мышц речевого аппарата.


Чаще всего дислалия наблюдается у детей, но в случае отсутствия необходимого коррекционного воздействия может отмечаться и у подростков, и у взрослых.


Различают три формы данного нарушения:

  • физиологическая дислалия, при которой ребенок не способен правильно произносить определенные группы звуков по причине объективных возрастных анатомо-физиологических особенностей (именно поэтому данная форма даже не рассматривается как нарушение);
  • функциональная дислалия, при которой правильное произношение звуков нарушается. Причина кроется в недостаточном уровне развития фонематического восприятия (т.е. безошибочного распознавания звуков родной речи на слух, которое должно быть окончательно сформировано в 2 года 6 месяцев), многоязычия в семье (билингвизма), а также неблагоприятных социальных условий;
  • механическая дислалия, при которой источником дефектного звукопроизношения становятся врожденные/приобретенные нарушения костного/мышечного строения периферического речевого аппарата (нарушения прикуса, прогнатия, прогения, укороченная или слишком массивная подъязычная связка, микро- и макроглоссия и т.д.).

Коррекция дислалии осуществляется в течение трех этапов и имеет наиболее благоприятный прогноз из всех нарушений речи. Чтобы понять, имеется ли у вашего ребенка нарушение звукопроизношения, предлагаем Вам рассмотреть следующую таблицу:


Максимальный возраст появления

Звуки русской речи

к 2 годам

Все гласные [Б, П, М, В, J (Й)]

к 2 годам 6 мес.

[К-Кь, Г-Гь, Д-Дь, Т-Ть, Зь, Сь, Мь, Н-Нь, Ль, Бь, Пь, Ф]

к 3 годам 6 мес.

[Х-Хь, Вь, Фь, З, С]

к 4 годам 6 мес.

[Ц, Ч, Ш, Щ, Ж]

к 5-6 годам

[Л, Р-Рь]


При оценке усвоения ребенком звукового произношения русской речи, критически важно понимать то, что причина неправильного звукопроизношения может провоцироваться и вследствие иных патологий речи, требующих принципиально отличных коррекционных мероприятий, например, как в случаях, ринолалии и дизартрии.

Ринолалия (ринофония)

Ринолалия – специфическое нарушение фонации звуков речи и голосового тембра по типу назализации (т.н. «гнусавость»), которое обусловлено анатомически-физиологическими нарушениями в речевом аппарате, главным образом - расщелинами губ и нёба.

Выделяют 2 основные формы:

  • открытая форма ринолалии. Возможен как врожденный, так и приобретенный тип. Образование происходит при рубцевании периферического речевого аппарата, перфорации губ, твердого/мягкого нёба, т.е. при наличии расщелин;
  • закрытая форма ринолалии (ринофония) выявляется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время звукопроизношения и в подавляющем большинстве случаев обусловлена аденоидными разращениями.

исправление речиОчевидно, что коррекция ринолалии и ринофонии требует оперативного вмешательства врачей-специалистов (хейлопластики при расщелине губы, уранопластики при расщелине нёба, ликвидации аденоидов). Тем не менее, успешная операция вовсе не приводит к последующей нормализации звукопроизношения пациента, в связи с чем в до- и послеоперационный периоды требуется вмешательство логопеда.


В дооперационном периоде логопед формирует базовые артикуляторные навыки и уклады. После операции и получения разрешения врачей логопед приступает к осуществлению комплекса специального логопедического массажа при ринолалии, задачей которого является восстановление иннервации оперативных участков и реабилитация всего периферического речевого аппарата.


При успешном оперативном вмешательстве коррекция ринолалии (и особенно ринофонии) имеет благоприятный прогноз.

Дизартрия

К сожалению, большинство случаев нарушения звукопроизношения у лиц самого разного возраста, в современном обществе, вызваны дизартрией – расстройством звукопроизносительной функции, а также тембра голоса по причине патологий иннервации к мышцам задействованным в речевом аппарате, которые могут быть вызваны самыми разнообразными проблемами: осложненным акушерским анамнезом (неблагоприятным протеканием беременности, осложнениями в родах, вирусными и инфекционными заболеваниями (особенно нейроинфекциями), интоксикациями, мозговыми кровоизлияниями, черепно-мозговыми травмами и др.


Дизартрия имеет несколько форм, но на основании ее клинических проявлений выделяют три основных синдрома:

  • спастический синдром (повышенный тонус отдельных групп мышц, мышечные спазмы и тремор);
  • дистонический синдром (неоднородный тонус в различных группах мышц с возможными гиперкинезами, атаксиями и т.п.);
  • паретический синдром (пониженный тонус отдельных групп мышц, истончение и атрофия мышечных волокон).

Чаще всего при дизартрии поражаются нижнечелюстной (отвечающий за жевание), лицевой (отвечающий за лицевую мимику), языкоглоточный (отвечающий за движения мышц глотки, гортани и надгортанника) и подъязычный (отвечающий за движения языка) нервы – может быть поражен как один нерв, так и несколько.


Вследствие этого при дизартрии могут наблюдаться самые разнообразные симптомы:

  • дисфагия – нарушение глотания и жевания;
  • амимичность лица (по причине гипертонуса (постоянного напряжения) или, напротив, гипотонуса лицевой мускулатуры, при котором лицо может буквально «стекать»);
  • тихий, приглушенный и назализованный голос (ввиду поражения мышц голосовых связок и мягкого нёба);
  • общая неразборчивость, смазанность речи (вплоть до невозможности произнесения целых групп звуков) и многие другие.

Лечение дизартрии, безусловно, требует профессионального участия врача-невролога, но ведущую роль в коррекции данного нарушения играет именно логопед, который последовательно осуществляет комплекс логопедического массажа при соответствующей форме дизартрии, являющийся единственным эффективным методом реабилитации речевой функции.


Коррекция дизартрии является сравнительно длительным процессом, а прогноз зависит от возраста пациента, анамнеза заболевания и анамнеза жизни, и систематичности коррекционного воздействия. При соблюдении поставленных логопедом условий данный прогноз будет благоприятным.

Заикание

Заикание представляет собой расстройство темпо-ритмического течения речи, которое обуславливается спазмированным состоянием мышц, задействованных в речевом воспроизведении.


заиканиеСтоит сказать, что заикание можно смело отнести к одному из самых древних расстройств в истории учений о расстройствах речевой деятельности, однако, единой принятой точки зрения на предпосылки возникновения, механизмы развития и комплексные способы лечения этого недуга, так и не было утверждено и по сей день.


При заикании судороги могут появляться в различное время, под воздействием различных факторов, затрагивать разнообразные группы мышц (так, выделяют дыхательные, лицевые, губные и др. виды судорог), иметь тонический, клонический или смешанный характер.


Тем не менее, специалисты сходятся в выделении двух основных, принципиально различных форм заикания:

  • невротическая форма (известная также как логоневроз) выделяется преимущественно у детей с ранним (опережающим) развитием речи и выраженными эмоциональными особенностями, судороги при данной форме провоцируются стрессовыми для ребенка ситуациями (испугом, нервным перенапряжением, истерическим срывом и т.п.);
  • неврозоподобная форма выделяется, как правило, у детей, имеющих отягощенный медицинский анамнез и позднее речевое развитие, судороги при данной форме вызваны патологическим функционированием отделов центральной нервной системы (ЦНС).

Несмотря на бытующие в обществе стереотипы, лечение любой формы заикания исключительно возможностями логопеда невозможно: так, ведущую роль при лечении невротической формы заикания играет психотерапевт, неврозоподобной формы – врач-невролог. Задачей психотерапевта или врача-невролога является устранение первичных факторов, собственно причин возникновения судорожной активности, в то время как логопед формирует новую, нормативную речевую систему. Без совместной деятельности логопеда, психотерапевта и врача-невролога коррекция заикания будет представлять собой формирование суррогатной и крайне недолговечной звукопроизносительной системы.


При соблюдении рационального междисциплинарного подхода коррекция заикания является относительно длительным процессом с благоприятным прогнозом.

Отсутствие речи и задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР, в сочетании с задержкой психического развития говорят о ЗПРР – задержке психоречевого развития) представляет собой тотальное отставание развития всех составляющих речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словаря, грамматики и др.) от нормативных показателей у детей вплоть до трех лет.


задержка речиТемповая задержка речевого развития (ТЗРР) в преобладающем количестве случаев вызвана общей ослабленностью организма ребенка, продолжительными соматическими заболеваниями, неблагоприятными социальными условиями. В связи с этим, при своевременном устранении вредоносных факторов показатели речевой деятельности ребенка приближаются к нормативным уже в период трех-четырех лет.


Если у ребенка начиная с трехлетнего возраста (при условии не выявленной глухонемоты) выявляется отсутствие или тотальное недоразвитие коммуникативных навыков (фразовая речь), диагноз ЗРР отменяется и констатируется алалия. Алалия диагностируется при выраженном отсутствии или недоразвитии речевой деятельности у ребенка, при нормальном слуховом и интеллектуальном развитии, которое появляется в следствии органического поражения определенных зон больших полушарий, во внутриутробном/раннем постнатальном периоде.


Алалия является одним из самых тяжелых нарушений речи (ТНР), которое характеризуется практически полным отсутствием языковых средств общения у детей: без целенаправленной организованной помощи логопеда, нейропсихолога и врача-невролога их речевые/языковые системы не способны к самостоятельному формированию.


Ключевыми критериями определения алалии в возрасте до 3 лет являются:

  • органическая ЗРР, утвержденная врачом-неврологом при проведении функциональной диагностики;
  • отсутствие или быстрое затухание стадии гуления в возрасте 2-4 месяцев;
  • отсутствие или быстрое затухание стадии лепета в возрасте 5-7 месяцев;
  • отсутствие или единичное количество (от 1-3 до 10) автономных слов в активном лексиконе в возрасте 1 года (отличных от лепетных «псевдослов» ма-ма, па-па, ба-ба и т.п.);
  • отсутствие оформленной фразы в возрасте 2 лет 6 месяцев.

Специалисты выделяют 2 основные формы алалии:

  • моторная алалия вызвана поражением или недоразвитием моторной речевой области коры левого полушария (зоны Брока). При данной форме значительно снижается или серьезно нарушается способность к экспрессивной речи, но относительно сохраняется ее понимание (т.е. импрессивная речь);
  • сенсорная алалия вызвана поражением или недоразвитием сенсорной речевой области коры левого полушария (зоны Вернике). При данной форме в равной степени страдают как экспрессивная, так и импрессивная речь.

Коррекция алалии имеет неопределенный прогноз и представляет собой очень длительный и скрупулезный процесс, требующий, как высокой квалификации специалистов, так и терпения со стороны родителей ребенка и неукоснительного выполнения ими всех назначений.

Распад речевой системы и утрата речи

В случаях полного или частичного расстройства сформированной/формирующийся речи диагностируется афазия. Это расстройство выявляется при органических повреждениях речевых областей коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, нарушениях мозгового кровообращения разной этиологии (ишемических и геморрагических инсультов), после перенесения тяжелых форм нейроинфекций, образования опухолей и тому подобных заболеваний.


Афазия относится к формам тяжелых нарушений речи (ТНР), при диагностировании которой происходит системное нарушение всех типов речевой деятельности.


Современная медицина классифицирует афазию трех типов:

  • Акустико-гностическая афазия (сенсорная) и акустико-мнестическая афазия (АМА). Такие типы расстройств выявляются при дисфункции задней трети височной зоны коры головного мозга. Сенсорная афазия характеризуется нарушениями восприятия и понимания речи собеседника на слух. В случаях АМА у больных наблюдается патологическое ухудшение слухоречевой памяти, которое обусловлено повышенным торможением слуховых следов, снижается скорость понимания вербальной информации.
  • Семантическая афазия (смысловая) и афферентная моторная афазия (кинестическая). Такие типы расстройств диагностируются при повреждениях нижних теменных областей коры головного мозга. Для смысловой афазии характерно расстройство восприятия фонематического и звукового состава слов, снижение слухоречевой памяти и амнестические проявления при подборе нужных слов.  Для кинестической афазии характерно расстройство синтеза артикуляционных движений и выбора способа артикуляций. У больных возникает путаница, порядок в произнесении букв – не запоминается.
  • Эфферентная моторная афазия и динамическая афазия (ДА).Такие типы расстройств диагностируются при повреждениях премоторных/заднелобных областей коры головного мозга. При эфферентной моторной афазии наблюдаются сложности с усвоением и воспроизведением речедвигательной программы. Для ДА характерно отсутствие спонтанной речи, т.е. пациент не может сформулировать законченную фразу (предложение).

Для коррекции любого типа афазии, главным образом, требуется медицинское лечение причин, вызвавших расстройство, а также длительный период нейрореабилитации.


Прогноз коррекции в постреабилитационный период зависит от множества факторов:

  • качество и своевременность медицинской помощи, реабилитационных действий;
  • локализация и величина очага поражения;
  • персональных особенностей остаточных функционально-сохранных элементов речевой деятельности
  • другие факторы

Как правило, логопедическая помощь пациентам с афазией, оказывается при госпитализации или в постреабилитационные периоды в домашних условиях.

Нарушения чтения и письма

Нарушение чтения и письма или как еще говорят нарушения письменной речи, представляют собой группу расстройств, которые имеют широкое распространение в современном обществе, она включает:

  • Дислексия. Является специфическим частичным расстройством навыков письменной речи, при котором диагностируются множественные повторяющиеся ошибки в чтении стойкого характера, вызванные нарушением или недоразвитием ВПФ (высшие психические функции). В некоторых случаях возможна алексия – абсолютное отсутствие навыков чтения и невозможностью их освоения.
  • Дисграфия. Является специфическим частичным расстройством процесса чтения, при котором диагностируются множественные повторяющиеся ошибки письма стойкого/грубого характера, вызванные нарушением или недоразвитием ВПФ. В некоторых случаях возможна аграфия – абсолютное отсутствие навыков письма и невозможностью их освоения.
  • Дизорфография (паталогическая безграмотность). Является специфическим системным нарушением процесса формирования и автоматизации орфографических навыков письма, которое препятствует полноценному освоению ребенка навыков письменной речи и совершенствованию лингвистических способностей.

нарушенияТакие расстройства встречаются у школьников начиная со 2 класса и обладают множеством форм – возможно, как изолированное проявление, так и с различными сочетаниями между собой и другими расстройствами речевого и интеллектуального развития.


Для своевременного диагностирования и последующего лечения любого из описанных расстройств требуется квалифицированная помощь логопеда, так как учителя начальной школы и русского языка, как правило, не обладают необходимой методикой коррекции заболеваний подобного характера. Успешность мероприятий напрямую зависит от структуры дефекта, а также систематичности коррекционных мероприятий. В случае изолированных дислексии, дисграфии или дизорфографии прогноз будет сравнительно благоприятным.

Врачи по направлению:
Логопед-дефектолог (логопед, олигофренопедагог)
 

Стоимость лечения:

Первичная консультация логопеда-дефектолога
2400 руб.
Повторная консультация логопеда-дефектолога
2200 руб.
Комплексная диагностика двух специалистов
4600 руб.
Обследование для речевой карты (школа, детский сад)
1500 руб.
Индивидуальное логопедическое занятие (30 минут)
2200 руб.
Абонемент на 10 занятий
18000 руб.
 
Записаться на консультацию

Запись на консультацию

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод