Москва, Ломоносовский пр-кт, д. 25, к. 1
Университет
+7 (495) 989-01-00
Пн-Сб: Вс:
c 09:00 до 21:00 c 10:00 до 21:00
Назад

Как определить гиперактивность у ребенка?

Детям с СДВГ, а иначе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, присущи неврологические и поведенческие нарушения. Из-за чего детям трудно влиться в социальную жизнь, а родителям трудно справиться с поведением ребенка. В этой статье мы расскажем Вам о том, как проявляется гиперактивность и, что делать, если вы заметили признаки СДВГ.

Диагностические критерии гиперактивности несколько отличаются в разных странах. В нашей стране используется и обязательна к применению Международная классификация (МКБ) 10-го пересмотра. Согласно этой классификации, гиперактивность отнесена в раздел «Гиперкинетические расстройства». Родители должны обращать внимание на поведение ребенка, чтобы вовремя диагностировать расстройство.

Проявления гиперактивности

Общие признаки расстройства следующие:

  • раннее начало (до 5 лет);
  • отсутствует упорство в занятиях, при которых нужна умственная сосредоточенность;
  • ребенок перескакивает с одного занятия на другое, и никакое не завершает (не доводит до конца);
  • присутствует хаотичная (нерегулируемая) активность.

Это основные критерии, но возможны (не у всех детей) дополнительные признаки:

  • импульсивность поведения, когда ребенок действует под влиянием сиюминутных потребностей (например, прекращает обед и выбегает, потому что увидел за окном кошку);
  • постоянно получает дисциплинарные взыскания (педагоги и воспитатели ругают, потому что постоянно нарушает порядок);
  • не осознает собственного неорганизованного поведения (несмотря на замечания педагогов, продолжает нарушать дисциплину, делает одно и то же);
  • ведет себя со взрослыми, воспитателями и преподавателями без всякого чувства дистанции и малейшего уважения (не понимает, что в большинстве ситуаций нужно быть сдержанным и предусмотрительным);
  • в детском коллективе находится в изоляции, поскольку сверстники избегают общения.

У многих детей с гиперактивностью имеются нарушения развития речи, что еще больше усугубляет ситуацию. Если ребенком не заниматься, через некоторое время у него формируется низкая самооценка, а поведение становится близким к асоциальному.

Самостоятельная диагностика или консультация врача?

Самостоятельно диагностировать расстройство невозможно. Родители могут только заподозрить, что ребенок страдает гиперактивностью. Похожие признаки бывают при аномалиях развития головного мозга, тревожных расстройствах, нарушениях поведения или психологического развития. Может быть нарушена память, внимание, расстроена концентрация. Наконец, у ребенка может быть хроническое заболевание внутренних органов или инфекция, которая нарушает его развитие и снижает возможности социальной адаптации.

В сети опубликованы множество тестов, которые доступны в онлайн-режиме. Все подобные тесты – ознакомительные, по ним можно определить вероятность гиперактивности, но нельзя утверждать, что расстройство точно имеет место.

Единственный достоверный компьютерный тест – МОХО (переводится как тест непрерывной производительности), разработанный в Израиле. Прохождение детского теста занимает около 15 минут, подходит для возраста от 6 до 12 лет. Испытуемому предлагается находить цель (лицо ребенка), игнорируя отвлекающие раздражители (шум транспорта, звук воды, разговоры). По данным теста специалист оценивает 4 параметра:

  • внимание;
  • импульсивность;
  • согласованность действий;
  • чрезмерную реактивность.

Периодическое прохождение теста позволяет не только определить наличие гиперактивности, но и понять динамику лечения. В основе теста – математический алгоритм, который позволяет разработать индивидуальный коррекционный маршрут для каждого малыша.

На что обратить внимание дома

Кратковременные расстройства внимания или редкая импульсивность – это не гиперактивность. Симптомы гиперактивности – это стойкие нарушения, которые длятся не менее полугода и затрудняют возрастное развитие. Диагноз устанавливается только у тех детей, чей IQ (коэффициент интеллекта) выше 50 (среднестатистический нормальный).

Традиционно выделяют 2 блока нарушений – касающиеся внимания и касающиеся импульсивности.

Нарушения внимания

Ребенок:

  • не обращает внимания на детали (не дописывает буквы, не дорисовывает предметы);
  • не может долго читать или писать;
  • создается впечатление, что не слышит обращенную речь («витает в облаках»);
  • не способен хранить вещи в порядке;
  • не может уложиться в срок;
  • избегает занятий, при которых нужно длительно сосредоточиваться (писать сочинение, прочесть и пересказать длинный рассказ);
  • теряет необходимые повседневные вещи (ключи, карандаши, шапки, варежки);
  • забывает ежедневные задания – купить хлеб, вынести мусор и т.п.

Нарушения активности, импульсивность

Ребенок с такими нарушениями:

  • постоянно «дергает» стопами или кистями;
  • извивается, сидя на стуле;
  • встает с места в классе без разрешения;
  • бегает, когда остальные сидят (дети старшего возраста ерзают на стуле);
  • не переносит тихих игр;
  • постоянно двигается, как будто «с моторчиком»;
  • болтает;
  • «выпаливает» ответ на вопрос до того, как его задали до конца;
  • влезает в чужой разговор;
  • берет и без спроса использует чужие вещи.

Разные мнения

Не все медики и педагоги согласны с тем, что этот синдром существует на самом деле. Так происходит потому, что более 30% детей, у которых был установлен этот диагноз, перешли во взрослую жизнь в полностью нормальном состоянии без всякого лечения.

Другие исследования доказывают наличие генетических причин. И эта точка зрения тоже имеет свои весомые аргументы.

Разобраться, есть у ребенка гиперактивность, и насколько она выражена, поможет консультация специалиста. В клинике «Шифамед» прием ведут опытные неврологи, которые объективно оценят поведение малыша и дадут необходимые рекомендации. Записывайтесь на консультацию при малейших подозрениях на возможное неврологическое расстройство!

Наши специалисты