Москва, Ломоносовский пр-кт, д. 25, к. 1
Университет
+7 (495) 989-01-00
Пн-Сб: Вс:
c 09:00 до 21:00 c 10:00 до 21:00
Назад

Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Какие бывают нарушения речи, в чем их особенность и опасность? Об этом мы расскажем в статье.

Речевые нарушения у детей – это группа расстройств работы речевого аппарата, которые оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики и влекут за собой нарушение письма и чтения. Первичный интеллект у ребенка с патологией речи, как правило, сохранен, он понимает обращенную к нему речь, но не может нормально общаться с окружающими сам. В таких случаях необходимо вовремя приступить к лечению у профессионального логопеда. Грамотная терапия способна полностью скорректировать нарушения речи и минимизировать сопутствующие им осложнения.

Виды нарушений речи у детей

Основные расстройства речи:

  1. Алалия – полное отсутствие или серьезное недоразвитие речи. Возникает из-за поражения речевых центров головного мозга, которое произошло внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. В случае недоразвития речи отмечается позднее начало разговора, скудность словарного запаса, сложности в построении предложений, нарушение фонематических процессов.
  2. Ринолалия – нарушение голосообразования и артикуляции, которое вызывается патологией строения и функционирования речевого аппарата. Среди симптомов: проблемы с лексикой и грамматикой речи, искажения звукопроизношения, проблемы с письменной речью, нарушение фонематических процессов.
  3. Афазия – патология формирования, воспроизведения или восприятия речи. Ребенок утрачивает способность понимать чужую речь или пользоваться собственной. При этом органы слуха и мышцы артикуляционного аппарата сохранны. Расстройство возникает из-за органического поражения центров восприятия или формирования речи.
  4. Дизартрия – расстройство произношения отдельных слов, звуков или слогов. Вызвано патологией мышц, задействованных в акте речи, и центрального отдела речедвигательного анализатора. Дизартрия включает проблемы звукопроизношения, речевого дыхания, речевой моторики.
  5. Заикание – судороги гортанной и артикуляционной мускулатуры, из-за которых ребенок задерживаться на каком-либо звуке, часто повторяет звуки, слоги, слова. Речь может полностью останавливаться на моменте заикания или разрывать плавность разговора, его ритмику.

Чем опасны речевые нарушения у детей?

Речевая деятельность у детей непосредственно связана со становлением психики и оказывает влияние на интеллектуальную, сенсорную, эмоционально-волевую сферу жизни. При невозможности нормально общаться со сверстниками у ребенка могут выработаться серьезные психологические комплексы, вплоть до фобии общения. Для таких детей характерна подавленность, депрессивность, низкая мотивация, частая смена интересов, неуверенность, раздражительность, обидчивость, агрессия, проблемы с самоконтролем.

Дети с речевыми нарушениями отмечаются также нарушением и физического развития: раскоординацией движений, заторможенностью в действиях, общей ослабленностью состояния организма.

Игнорирование нарушений речевой деятельности у детей чревато их полной социальной изоляцией.

Куда обратиться при проблемах с речью у ребенка?

Нарушения речи требуют длительной целенаправленной коррекционной работы под руководством логопеда. Важно найти квалифицированного специалиста, который имеет широкий спектр знаний и методик лечения логопедических отклонений. При ответственном отношении к развитию речи у ребенка можно полностью адаптировать его к взаимодействию с социумом, общению, обучению в школе.

В нашей клинике принимает профессиональный логопед-дефектолог с многолетним опытом работы, почетный член Национальной ассоциации логопедов. Будем рады помочь вашим детям преодолеть любые трудности с речью и наслаждаться полноценным и радостным общением с окружающим миром.

Наши специалисты

  • Куприенко Тарас Павлович
    логопед, олигофренопедагог (логопед-дефектолог)
    13 лет
    Куприенко Тарас Павлович - логопед, олигофренопедагог (логопед-дефектолог), стаж 12 лет.